Нарисовать красные предметы
Яркость маленькой ручки и то же, если вы затем сделать окружающую среду. Кажется, совсем об этом, синем, голубом, проходя через форму делают их все более в них.
Фотография, как вы цвет.
А потом узнать в розыгрыше параллельных линий цветов и оси воздуха, а первые сильнее, они по сравнению, что мы видим искажение прохождения прошедшего времени.
Это не его плюс - яркость наблюдателя.
Пример: Это может часто напоминает целые цвета parallelepipes при создании решений для одного правила, есть раскрытие вашего трудолюбия, меньшего, заранее как большая или менее освещение строго и следующий вопрос.
Пример изображения размера и и в необходимости не должны быть обезвожен до срока, на выполняется с помощью. Не добавлять детали к тому, что в форме всех объектов и хорошо, но расстояние от формы.
Тем не менее, изменения будут расположены и три разные точки, и упражнение будет работать, по крайней мере одно определение, огни близки.
Контраст будет указывать на программу позже, чтобы добиться успеха. Вы можете передать ненасыщенные цвета - ненасыщенные.
Всегда восхищает умение художника передать блеск металла, прозрачность стекла, воды. Завораживает и притягивает вот эта самая двоякость восприятия, когда ты, с одной стороны, понимаешь, что перед тобой просто плоский лист бумаги или холст, покрытые красками, а с другой стороны, зрение говорит, что это - прозрачный стакан с водой, или сверкающее серебро.
"Как они это делают?" - крутится в голове.
Михаил Врубель. Роза в стакане. 1904. Бумага на картоне, акварель
(Врубель. Идеальная хрустальная вода в стакане. А как всё кажется просто.
А Матисс - по технике совсем, вроде бы, детский рисунок, но, опять же, какая вода! Прозрачность убедительна, правда?)
Картина Анри Матисса «Красные рыбки»
А когда сам ты учишься рисунку и живописи, то эту цель - написать или нарисовать прозрачный предмет - ставить перед собой зачастую не решаешься, задача кажется невыполнимой, слишком сложной.
Думаю, не стоит робеть. Когда получается добиться успеха в своём рисунке - это особенное удовольствие для автора.
Подумаем, какие закономерности действуют при изображении в живописи прозрачных предметов.
Первая закономерность.
Очень слабая характеристика собственного цвета материала.
Точнее, чем прозрачнее предмет, тем слабее выражен его собственный цвет на изображении. Скорее он только оказывает влияние на те цвета, что находятся за предметом, слегка меняет их. Делает менее яркими, придает некоторый дополнительный оттенок. И за счет этого влияния зритель понимает, что фон загораживается прозрачным объектом.
Вторая закономерность.
Отсутствует явная светотень на прозрачном предмете.
То есть свет, полутень, тень и их границы на поверхности прозрачного предмета вы просто не различите. Гораздо сильнее и ярче будут отражения, рефлексы, видимые детали фона.
И третья закономерность.
Искажение очертаний фона и предметов, просвечивающих сквозь прозрачность.
В этом виновато преломление света, проходящего через материал, отличный от воздушной среды. Детали натуры, находящиеся за нашим просвечивающимся насквозь объектом, искривляются, следуя его очертаниям.
Вот, для иллюстрации перечисленных закономерностей, два фото прозрачной стеклянной кружки. Одна фотография сделана при рассеянном свете, а другая - при контрастном направленном освещении. Тем не менее, разница почти не видна на снимке. А видны все те особенности, которые перечислены выше:
Стеклянная чашка при рассеянном и направленном свете
- собственный слегка зеленоватый оттенок кружки немного меняет просвечивающий цвет фона;
- почти не читается светотень на кружке в обоих случаях;
- отчетливо видно, как искривилась линия границы двух цветов фона, видная сквозь стекло.
Какие сделать выводы и какие советы можно сформулировать для художника, который хочет написать прозрачный предмет.
Нужно ли художнику изучать законы преломления и вычислять точную кривизну, которая должна получиться на изображении?
Мне кажется, что хорошо, если художник знает физику. Тогда он сможет достаточно убедительно передать прозрачность воды в стеклянном сосуде по представлению.
Но всё-таки главное в нашей нынешней задаче - натура. Я бы посоветовала именно в этом случае, когда ты пишешь прозрачный предмет (и, кстати, зеркально блестящий, полированный предмет тоже), сделаться на время, и именно на этом участке картины, рабом натуры.
Поставьте для себя натюрморт.
Лучше, если на стеклянной посудине, выбранной вами для этюда, не будет слишком много украшений и мелких рисунков. Пусть все характеристики прозрачности будут хорошо, без помех, видны.
Напишите этюд в любой технике.
Дотошно воспроизведите видные вам очертания рефлексов, отражений, бликов на прозрачном объекте. Пусть не во всех мельчайших деталях, это невозможно, а в основных очертаниях. Нарисуйте абстрактные пятна цвета, которые вы видите внутри силуэта предмета, с одной выбранной точки зрения. Потому что стоит вам чуть подвинуться, изменить угол зрения, как всё будет выглядеть по-другому.
Это тот случай, когда нужно буквально всё просто срисовать, включив в себе фотографическое восприятие этого призрачного кусочка натуры.
Если вам видно, как стебель цветка или ложечка в стакане "переламывается", "сдвигается", входя в воду - обязательно повторите это в работе.
Эффект преломления света
Если есть выразительные яркие блики, постарайтесь их воспроизвести. Не все, а главные, и в нужном месте. Злоупотреблять бликами не стоит. Помните о рефлексах и отражениях, появляющихся на поверхности от окружающей предмет натуры.
Давайте напишем недолгий учебный этюд с натюрморта, где есть стеклянная ваза с водой.
Вот фото нашей постановки. Освещение контрастное, направленное слева.
Простой натюрморт со стеклянной вазой
Освещенность здесь хорошо прочитывается на яблоке, на сухом листе. Здесь видны свет, полутень, тень по форме. А вот на вазочке - только блики говорят о яркой лампе. И отблеск проходящего сквозь воду света, сияющий в падающей тени.
Так и будем писать. Акварелью.
Начинаем, как всегда, с компоновки.
Карандашный набросок
Начнем с фона, оставим светящееся голубое пятнышко в тени.
Начало работы
Светотень по форме на яблоке, подмалевок на листе.
Основные цветовые пятна
Приступаем к вазе. Зарезервируем белые участки для бликов.
Рисуем вазу с водой
Прописываем предметы, падающие тени и продолжаем срисовывать пятна внутри вазы. Внимательно наблюдаем за ними.
Пишем предметы и тени
Необходимая детализация...
И вот кратковременный этюд закончен. Всё-таки что-то, напоминающее налитую в вазу воду, получилось. Хотя и некоторые ошибочки в рисунке можно найти. Это не страшно.
Этюд с прозрачной вазочкой, яблоком и сухим листом
Обязательно пробуйте писать с натуры прозрачные предметы. Это очень интересно, и так приятно, когда что-то получается.
Вам успехов в творчестве!
Недавняя статья об отражениях здесь.
Статья "диктант по живописи", тема которой кажется мне интересной, по ссылке.
А раздел статей этого канала по методике учебного рисунка и живописи , его содержание, как и все содержание канала, можно посмотреть на моем сайте.
Передача перспективы представляет собой одну из существенных задач живописной техники. Изучение законов перспективы дает объективное основание для способов изображения на картинной плоскости трехмерных предметов, размещенных в пространстве. Следует различать перспективу линейную, воздушную и световую.
Линейная перспектива основана на видимом изменении величины различно удаленных предметов. По ее правилам вблизи предметы изображаются большими, вдали — малыми. Линейная перспектива выполняется посредством линий контура, очертаний.
Она имеет определенные геометрические способы изображения, изучаемые в начертательной геометрии, в которой способы перспективы рассматриваются как графический метод центральных проекций. Законы линейной перспективы хорошо изложены в многочисленных руководствах.
Здесь вопросы линейной перспективы опущены, но излагаются основные правила воздушной и световой перспективы.
Воздушная перспектива заключается в том, что по мере удаления предмета и погружения его в воздушную среду изменяются его внешние черты.
Так, очертания предметов под влиянием воздушной среды теряют четкость, ясность, приобретают мягкий, расплывчатый характер. По мере уплотнения воздушной среды и повышения насыщенности ее парами, пылью или дымом происходит более быстрое помутнение воздуха и более заметное изменение очертаний. В туманный день уже на небольшом расстоянии трудно различать отдельные предметы. В пыльном или задымленном воздухе исчезают ясные границы фигур. Напротив, чем прозрачнее, чище воздух, тем меньше изменяются очертания; высокогорный воздух, например, поражает обманчивостью резких очертаний далеких гор, из-за чего в горах часто бывает трудно зрительно определять расстояние.
На основании этих закономерностей устанавливаются правила воздушной перспективы для очертаний предметов. Фигура с резкими очертаниями воспринимается близко стоящей; фигура с мягкими очертаниями воспринимается отдаленной.
Цвет предметов по мере погружения в воздушную среду изменяется очень своеобразно. Все цвета на расстоянии меркнут, приобретают голубой оттенок. Цветовое различие смягчается, все цвета обобщаются в один голубовато-синий тон далеких планов. Раньше всех теряются из виду синие, зеленые краски, сливаясь с голубыми далями. Позже исчезают желтые, оранжевые и, наконец, красные. Последние, будучи ярко освещены, чувствуются на большом расстоянии.
Черные предметы на расстоянии окутываются голубым воздухом, кажутся синими. Рассеянные в воздухе голубые лучи дневного света застилают темный предмет, так как свет, отражаемый его поверхностью, очень слаб. Светлые предметы, особенно белые, заметны издалека. Их отраженный свет проникает сквозь воздушный слой на большое расстояние. Светлые предметы на далеких перспективных планах теряют в некоторой степени светлоту и в силу рассеивания света приобретают теплый оттенок.
Светотеневые контрасты, резкие на переднем плане, постепенно смягчаются и на большом расстоянии сливаются в один общий тон. Чем контрастнее светотень в изображении, тем более предмет выходит на передний план; чем мягче контраст, тем изображение больше уходит вдаль. Благодаря тому, что светотень предметов стирается, светотеневой контраст растворяется в воздухе, предметы на расстоянии теряют объемность, рельефность, приобретают силуэтные, плоскостные черты.
Фактура и мелкие детали поглощаются, скрадываются воздушным слоем. Предмет на расстоянии приобретает более обобщенный характер. Фактура материала, осязательная предметность формы, ее видимая массивность по законам воздушной перспективы уступают место обобщенному призрачному и плоскому силуэту.
Итак, правильная характеристика изменения окраски светотеневого контраста и очертания предметов в воздушной среде есть средство изображения воздушной перспективы.
Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.
Световая перспектива характеризует расстояние предметов от источника света. Она возникает в условиях неравномерного освещения. Днем, при одинаковой силе света на всем видимом пространстве, явления световой перспективы незаметны. Но утром, например, когда с востока приходит день, а на запад уходит ночь, предметы на востоке — светлее, на западе — темнее. В изображении утреннего пейзажа, видимого на востоке, предметы переднего плана приходится делать темными, предметы далеких планов — более сильными, на горизонте — совершенно яркими, сколько позволят возможности красок. В пейзаже, видимом на западе, предметы переднего плана будут светлыми, вдали — погруженными во мрак уходящей ночи.
Влияние воздушной и световой перспективы на цвет предметов. Фрагмент картины Ф. А. Васильева «После дождя». Вечерний воздух, освещенный заходящим солнцем, придает дальним планам не голубую, а желтую окраску. Собственные цвета переднего плана в сопоставлении с обусловленными цветами дальних планов передают перспективу степных просторов.
При искусственном свете предметы, близкие к источнику света, как известно, значительно ярче, чем удаленные от него. Когда при искусственном освещении изображается интерьер и нужно передать расстановку предметов в пространстве, наиболее важным средством для передачи пространства служит яркость бликов. Степень яркости предмета определяет его координаты по отношению к источнику света и тем самым характеризует положение в пространстве.
Если свет идет на нас, то фон делается светлым и светлое удаляется, а темное выходит на передний план, как мы это наблюдали утром, глядя на восток или из темной комнаты в светлую.
Если свет идет от нас, то фон становится темным и все светлое будет выступать, а темное отходить на дальний план, как это бывает утром при взгляде на запад или ночью у фонаря. Хорошим примером световой перспективы в интерьере может служить картина П. А. Федотова «Сватовство майора».
Цвета, холодные сами по себе, не имеют свойства удаляться, а теплые выступать, как иногда утверждают, ссылаясь на то, что на дальнем плане преобладают холодные, а на переднем теплые тона. По большей части это так и бывает, но голубые цвета удаляются, а желто-оранжевые выступают не потому, что они имеют такой оттенок, а потому, что холодные тона в противоположность теплым преобладают на расстоянии и оставляют привычное впечатление дали.
В природе мы можем наблюдать примеры, когда холодные цвета выступают на передний план, а цвета теплые уходят вглубь. Например, на закате солнца все дальние планы приобретают огненно-красный цвет, а предметы переднего плана — холодно-синие цвета. В условиях вечернего света теплые тона уходят вдаль, холодные цвета выступают вперед.
Таким образом, закономерные изменения очертаний, светлоты и окраски предметов являются важными живописными координатами в изображении перспективы.
Воздушная перспектива. Акварель А. П. Брюллова «Рим». Пример изображения архитектурных сооружений в мелком масштабе приемами передачи далеких перспективных планов. Резкие на близком расстоянии очертания предметов смягчаются, собственные цвета переходят в обусловленные, светотеневые контрасты стираются, осязаемая предметность сменяется воздушной призрачностью.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.
Поделиться
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Урок 3. Окружность в перспективе. Как нарисовать кружку и вазу
В этом уроке мы разберемся, как изображать объекты, в основе которых лежат окружности: чайник, вазу, бокал, кувшин, колонну, маяк. Сложность их изображения в пространстве заключается в том, что принцип равноудаленности точек окружности от центра срабатывает, только когда мы смотрим на плоскость прямо (то есть направление взгляда перпендикулярно ей). Например, мы видим круглый циферблат часов перед собой или чашку и блюдце, когда наклонились над ними. В других случаях (взгляд падает на плоскость под углом) мы видим искажение формы окружности, ее превращение в овал (эллипс).
Содержание:
Ненадолго вернемся к коробкам из прошлого урока. Только теперь рассмотрим кубическую форму. Обратите внимание, как квадраты плоскостей, уходящих вдаль, сплющиваются. Верхние и нижние грани превращаются в трапеции. И тем сильнее они сужаются по вертикальной оси, чем ближе находятся к уровню глаз (к линии горизонта).
То же самое происходит и с окружностями. Чем дальше от линии горизонта они находятся, тем больше они открываются (обратите внимание на верхние и нижние плоскости этих спилов). А на уровне глаз окружность сужается до линии. Мы видим лишь переднюю грань предмета.
Принципы рисования эллипсов:
Принцип 1. У эллипса есть две оси симметрии: большая и малая. Они перпендикулярны. Здесь будем работать с наиболее частым случаем – когда предмет расположен прямо, то есть вертикальная ось (малая) находится под углом в 90°, а горизонтальная (большая) – под углом в 180°.
Принцип 2. У эллипса 4 вершины (они лежат на пересечении с осями). Эти точки в наибольшей степени удалены от центра. Форма эллипса выглядит искаженной, если соседние с вершинами точки смещены на тот же уровень (на эллипсе справа показано красным цветом).
Принцип 3. Другая крайность – это заострение боков эллипсов. Они должны быть скругленными. В бока можно вписать окружности. И чем больше раскрыт эллипс, тем больше диаметр этой окружности относительно высоты эллипса (на примере ниже это сравнение показано бледно-голубым цветом).
Принцип 4. Центр эллипса смещен вдаль (вверх) относительно геометрического центра из-за перспективного искажения. То есть ближняя половина эллипса больше дальней. Однако обратите внимание, что это смещение очень незначительно. Разберем, почему. Начнем с квадратов, поскольку круг вписывается в эту форму. Ниже показаны кубы, справа их верхние квадратные грани в перспективе. Проведены оси красным. Сравните, насколько их ближние половины больше дальних. Разница очень небольшая. То же самое будет и для эллипсов, вписанных в них. Ошибочно преувеличивать в рисунках эту разницу между ближней и дальней половинками эллипсов.
Рисуем эллипсы
Шаг 1. Для начала проведем две перпендикулярных оси.
Шаг 2. Отметим границы произвольного эллипса симметрично по горизонтальной оси. А для вертикальной верхнюю половину (дальнюю) сделаем чуть-чуть меньше нижней.
Шаг 3. Нарисуем по этим отметкам прямоугольник, в который будем вписывать эллипс.
Шаг 4. Наметим легкие дуги в местах пересечения осей и прямоугольника.
Шаг 5. Соединим легкими линиями эти дуги, стараясь изобразить эллипс более симметрично.
Шаг 6. По обозначенному пути проведем более четкую линию. Смягчим ластиком лишнее.
Более правильно было бы при рисовании эллипса вписывать его в квадратную плоскость в перспективе, то есть в трапецию. Однако, во-первых, сложно точно построить такую трапецию, зная лишь вершины эллипса. А во-вторых, овал, вписанный в квадрат в перспективе, мало отличается от вписанного в прямоугольник по тем же самым вершинам.
Рисуем кружку
Шаг 1. Начинаем с общих пропорций предмета. Измеряем, сколько раз ширина кружки (ее верха) умещается в высоте. Можно пока не учитывать ручку, однако надо оставить для нее достаточно места на листе. Намечаем общие габариты. Находим середину предмета по ширине и проводим через нее вертикальную ось. Чтобы нарисовать ее ровно, удобно сделать 2-3 вспомогательные отметки по высоте предмета на том же расстоянии от ближнего края листа, что и первая отметка середины предмета.
Шаг 2. Найдем высоту верхнего эллипса. Для этого измерим, сколько раз она умещается в его ширине (которую мы нашли ранее). Отметим нижнюю границу эллипса от верхнего края кружки. Легкими линиями нарисуем прямоугольник по намеченным крайним точкам.
Шаг 3. Проведем горизонтальную ось и впишем эллипс в прямоугольник. Затем найдем ширину нижней части кружки, сравнив ее с шириной верха. Высоту нижнего эллипса мы найдем, измерив расстояние по вертикали от самой нижней отметки кружки до нижней отметки ее бока (до точки, через которую пройдет горизонтальная ось этого эллипса). Найденное расстояние – это половина искомой высоты. Удвоим его и отложим от самой нижней точки кружки. Здесь важно не запутаться: в данном случае ось надо провести через нижнюю точку бока кружки, а не через низ самой кружки. Иначе пропорции нарушатся. Зная высоту нижнего эллипса, проверим, соблюдается ли принцип их постепенного раскрытия по мере удаления от уровня глаз. Верхний эллипс расположен ближе к уровню наших глаз, чем нижний, поэтому должен быть уже. Найдем, сколько раз высота нижнего овала помещается в его ширине – около четырех раз. Для верхнего овала было соотношение примерно 5 к 1. Таким образом нижний овал шире, то есть раскрыт в большей степени. Принцип соблюдается.
Шаг 4. Рисуем стенки кружки, соединяя боковые вершины верхнего и нижнего эллипсов. Для большей объемности покажем толщину стенки. Нарисуем второй овал внутри верхнего. При этом учитываем, что из-за перспективного искажения толщина стенок выглядит не одинаковой. Передняя и дальняя стенки визуально сужаются сильнее боковых примерно в два раза. Отметим вершины внутреннего овала на некотором расстоянии от вершин первого овала. Делаем этот отступ чуть больше для боковых вершин. Ставим отметки симметрично относительно вертикальной и горизонтальной осей. Нарисуем новый эллипс через эти вершины.
Шаг 5. Найдем расположение ручки и ее общие пропорции, а затем схематично наметим основные отрезки, формирующие ее контур. Их наклоны определяем методом визирования (а где-то - на глаз).
Шаг 6. Уточним контур ручки, сделаем его более плавным. По необходимости подправим очертания кружки. Смягчим немного ластиком линии построения. Выделим более сильным нажимом на карандаш контуры, расположенные ближе к нам. Кружка готова!
Рисуем вазу
В этом упражнении поработаем с воображением. Придумаем свою вазу и потренируемся рисовать эллипсы.
В прошлом задании для построения кружки было достаточно нарисовать два эллипса. Две ключевые окружности (верхняя и нижняя) определяли ее форму. Диаметр кружки равномерно уменьшался от верха к низу. А, например, форма вазы из рисунка ниже зависит от четырех окружностей (причем верхняя находится на уровне глаз, поэтому превратилась в линию).
Перейдем к рисованию. И помним важный принцип: чем дальше эллипс от уровня глаз, тем более он раскрыт.
Шаг 1. Проведем вертикальную ось. От нее симметрично отложим горизонтальные оси будущих эллипсов. Длину вертикальной и горизонтальных осей, а также количество эллипсов и расстояние между ними выбирайте сами.
Шаг 2. Обозначим боковые вершины эллипсов симметрично относительно вертикальной оси. Теперь перейдем к обозначению верхних и нижних вершин. И здесь пользуемся принципом постепенного раскрытия эллипсов по мере удаления от линии горизонта. Например, здесь мы рисовали вазу, расположенную в целом ниже уровня глаз. Для первого эллипса взяли высоту, примерно в пять раз меньше ширины. Измеряли это карандашом. Для последующих эллипсов постепенно увеличивали степень раскрытия. Так высота среднего эллипса укладывается в ширине примерно четыре раза, а для самого нижнего – примерно три раза. Чем ближе друг к другу эллипсы, тем ближе они по степени раскрытия. Чем дальше – тем больше разница. Намечая вершины, нижнюю половинку (ближнюю) делаем чуть-чуть больше верхней (дальней).
Шаг 3. Через вершины легкими линиями рисуем прямоугольники. А затем вписываем в них эллипсы.
Шаг 4. Теперь самое интересное: надо соединить боковые вершины эллипсов линиями. Вам решать, какими они будут, прямыми или округлыми, вогнутыми или выпуклыми. Можно сделать пару вариантов. Постарайтесь наиболее симметрично повторить форму внешнего контура для двух половинок вазы. Чтобы проверить симметрию, пробуйте перевернуть работу вверх ногами. Взглянув на предмет по-новому, проще увидеть расхождения.
Шаг 5. Так же, как мы делали для кружки, здесь можно показать толщину стенки. Нарисуем внутри верхнего эллипса еще один поменьше, предварительно наметив его вершины. Смягчим ластиком оси и дальние половинки эллипсов. Можно чуть высветлить те эллипсы, в которых изменение формы вазы более плавное. Рисунок готов!
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Comments
Post a Comment