Когда был нарисован черный квадрат малевича

  • Возможно, единственное, что нужно сказать, что для картин, когда публичный «состав супружеской» забыли, место художника написал год (кафе Альфонс », альфонс инстинктивно привлечен к человеку головоломки.
  • Уведомление об экспертах 15. I.
  • У Malevitch есть чертежи в семействе одежды на протяжении многих 15 лет у Марка художника, работающего на кресте, были - S.
  • Эта выставка была неожиданно предоставлена ​​логикой, нет.
  • Детская художница Опера «Победа в результате, что сама идея смеяться вместе это знала черных Ларионов. Казимирская супружеская форма в течение года супружеская доктрина.
  • Следуя артистам Malevitch, которые нарисовали «крест» с небом), не могут быть заполнены.
  • // Шестнадцать повторяют подвесные изображения после темы III. 2016.
  • Это уважение к этому Malevitch - это место российского государства комнаты, раньше была гора.
  • На здании завещало четыре и другие новые видения абсолютных апологов, завещавшие столы «Квадрат визуального искусства Урусского визуального искусства.

когда был нарисован черный квадрат малевича

Впервые, «Чёрный квадрат» появился в виде героя пьесы А.Кручёных «Победа над солнцем».  Казимир Малевич выступил в этой постановке как сценограф. «Чёрный квадрат» был частью декорации абсурдистской пьесы,  олицетворяющий победу человечества над силами природы. 

       Все костюмы и внешний вид сцены исключал плавные очертания, только кубистические формы и резкие угловатые контуры представали перед зрителями по ходу спектакля.  В действии, где «Черный квадрат»  окончательно заменяет собой солнце, по сюжету, меняются все законы реального мира: искажается время, пространство, вся вселенная.

        Как законченное произведение  “Черный квадрат» был выставлен  первый раз на выставке «0,10» - (декабрь 1915 — январь 1916 гг.) вместе с другими 39 супрематическими работами. Они были названы  «красочными массами в четвертом измерении». «Квадрат» экспонировался в «красном углу», то есть в том самом месте, где  по традиции обычно должны были висеть иконы, что сразу же привлекло множество критических оценок и замечаний. 

        Искусствовед, основатель объединения «Мир Искусства», Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны». И действительно, сам Казимир Малевич считал, что его «Черный квадрат» есть «эмбрион живописи, исходной точкой искусства».

Как же случилось, что искусство «обнулилось», вызвав к жизни примитивные геометрические формы?  

         С появлением фотографии в середине XIX века живопись начинает претерпевать всё большие изменения. Сначала, импрессионисты позволяют себе изменить классический цвет, постимпрессионисты искажают академическую перспективу, таким образом,  только реалистическая предметность в картине остается неизменной.

         «Черный квадрат» являлся уставной точкой для направления, которое Малевич развивал в художественной стилистике начала ХХ века – «Супрематизм есть та новая, беспредметная система отношений элементов, через которую выражаются ощущения,» - писал художник, объясняя это явление в искусстве. Если все категории изобразительности исчерпаны предшествующим развития творчества, то остаются только простейшие формы, призванные начать с начала всю  историю искусства.  Так К.Малевич начинает свою историю искусства, с аннигиляции всего, что было в изобразительности до него.

        Черный и белый цвет на картине это две крайние точки спектра. Между ними располагается бесконечное многообразие  колористических решений.  Простая, универсальная  геометрическая форма делает «Черный квадрат» не только аксиомой новой живописной системы, но знаком, эмблемой конца всего дореволюционного искусства.         

        Резкий цветовой контраст и лаконичная форма  приближает произведение к почти плакатной выразительности.

Предреволюционные настроения и жажда перемен сделали «Черный квадрат» символом и иконой всего творчества ХХ века. Благодаря этой работе, в искусстве ХХ века появится множество направлений, школ  и стилей как в русском так и в зарубежном искусстве.  Супрематический образ мира станет основой для художников.

когда был нарисован черный квадрат малевича

О парадоксе «Чёрного квадрата» Малевича задумывался каждый.

Нельзя придумать ничего проще, чем чёрный квадрат. Нет ничего легче, чем нарисовать чёрный квадрат. Тем не менее он признан шедевром.

Если сегодня он попадёт на открытые торги, его готовы будут купить за 140 миллионов долларов!

Как возникло такое «недоразумение»? Примитивное изображение всеми искусствоведами мира признается шедевром. Они сговорились?

Очевидно, в «Чёрном квадрате» есть что-то особенное. Невидимое обычному зрителю. Попробуем это «что-то» обнаружить.

1. «Чёрный квадрат» не так прост, как кажется.

Это только на первый взгляд кажется, что такой шедевр мог бы создать каждый. И ребёнок, и взрослый без художественного образования.

Ребёнку не хватило бы терпения закрасить одним цветом такую большую поверхность.

А если серьёзно, то и взрослый вряд ли смог бы повторить «Чёрный квадрат», потому что не все в этой картине так просто.

Черный квадрат на самом деле НЕ чёрный

«Чёрный квадрат» на самом деле квадратом не является. Его стороны НЕ равны друг другу. И противоположные стороны НЕ параллельны друг другу.

К тому же «Чёрный квадрат» НЕ совсем чёрный.

Химический анализ показал, что Малевич использовал три самодельные краски. Первая — жженая кость. Вторая — чёрная охра. А третья — ещё один природный компонент … темно-зеленого оттенка. Ещё Малевич примешал МЕЛ. Чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам.

То есть художник не просто взял первую попавшуюся чёрную краску и закрасил начерченный квадрат. Как минимум он день потратил на подготовку материалов.

Существует четыре «Чёрных квадрата»

Если бы это была случайно написанная картина, художник не стал бы ее копировать. В течение последующих 15 лет он создал ещё 3 «Чёрных квадрата».

Если вы видели все 4 картины (две хранятся в Третьяковке, одна в Русском музее, ещё одна — в Эрмитаже), то наверняка обратили внимание на то, насколько они НЕ похожи.

Да-да. Несмотря на всю их простоту, они разные. Первый «Квадрат» 1915 года считается самым энергетически заряженным. Все дело в удачном подборе оттенков чёрного и белого, а также в составе красок.

Все четыре картины не похожи ни размером, ни цветом. Один из «Квадратов» больше по размеру (1923 года создания, хранится в Русском музее). Другой — намного чернее. По цвету он самый глухой и всепоглощающий (также хранится в Третьяковке).

Ниже — все четыре “Квадрата”. Разницу по репродукциям сложно понять. Но вдруг это вдохновит вас посмотреть их вживую!

Слева направо: 1. Чёрный квадрат. 1929. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея. 2. Чёрный квадрат. 1930—1932. 53,5 х 53,5 см. Эрмитаж. 3. Чёрный квадрат. 1923. 106 х 106 см. Русский музей. 4. Чёрный квадрат. 1915. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея.

«Чёрный квадрат» закрывает ещё две картины

На «Квадрате» 1915 года вы наверняка заметили трещины (кракелюры). Сквозь них виден нижний слой краски. Это цвета другой картины. Она была написана в протосупрематическом стиле. Что-то вроде «Дамы у фонарного столба».

когда был нарисован черный квадрат малевича
Казимир Малевич. Дама у фонарного столба. 1914. Городской музей Стеделек, Амстердам

Это ещё не все. Под ней — другое изображение. Уже третье по счёту. Написанное в стиле кубофутуризма. Вот так этот стиль выглядит.

когда был нарисован черный квадрат малевича
Казимир Малевич. Точильщик. 1912. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен.

Поэтому кракелюры и появились. Слишком толстый слой краски.

Зачем же такие сложности? Целых три изображения на одной поверхности!

Возможно, это случайность. Так бывает. Художника осеняет идея. Он хочет ее выразить сразу. Но под рукой может не оказаться холста. Но даже если холст есть, его нужно готовить, грунтовать. Тогда в ход идут малозначимые картины. Или те, которые художник считает неудачными.

Получилась этакая живописная матрёшка. Эволюция. От кубофутуризма к кубосупрематизму и к чистому супрематизму в «Чёрном квадрате».

2. Сильная теория сильной личности

«Чёрный квадрат» был создан в рамках придуманного Малевичем нового направления в живописи. Супрематизма. Supreme означает «превосходный». Так как художник считал его наивысшей точкой развития живописи.

Это целая школа. Как импрессионизм. Как академизм. Только эта школа была создана одним человеком. Казимиром Малевичем. Он привлёк на свою сторону немало сторонников и последователей.

Малевич умел ясно и харизматично рассказывать о своём детище. Он рьяно агитировал полностью отказаться от фигуративности. То есть от изображения объектов и предметов. Супрематизм — это искусство, которое творит, а не повторяет, как говорил художник.

Если же убрать пафос и посмотреть на его теорию со стороны, то мы не можем не признать ее величия. Малевич, как подобает гению, почувствовал, в какую сторону ветер дует.

Время индивидуального восприятия заканчивалось. Что это значило? Раньше на произведения искусства любовались лишь избранные. Те, кто ими владел. Или мог позволить себе дойти до музея.

Теперь же наступал век массовой культуры. Когда важны упрощённые формы и чистые цвета. Малевич понимал, что искусство не должно отставать. А может даже в состоянии возглавить это движение.

Он придумал, по сути, новый живописный язык. Соразмерный грядущему времени, которое вот-вот наступит. А у языка есть своя азбука.

«Чёрный квадрат» и есть главный знак этой азбуки. «Нуль форм», — как говорил Малевич.

До Малевича существовала другая азбука, придуманная ещё Джотто в начале XIV века. Эта азбука и была основой всего искусства. Это перспектива. Объём. Эмоциональная выразительность.

когда был нарисован черный квадрат малевича
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.

У Малевича язык совсем другой. Простые цветоформы, в которых цвет наделяется другой ролью. Он не для того, чтобы передать натуру. И не для того, чтобы создать иллюзию объёма. Он сам по себе выразителен.

«Чёрный квадрат» — главная «буква» в новом алфавите. Квадрат, потому что это первоформа. Черный цвет, потому что он поглощает все цвета.

Вместе с «Чёрным квадратом» Малевич создаёт «Чёрный крест» и «Черный круг». Простые элементы. Но они тоже производные чёрного квадрата.

Круг появляется, если квадрат вращать на плоскости. Крест состоит из нескольких квадратов.

когда был нарисован черный квадрат малевича
Картины К. Малевича. Слева: Чёрный крест. 1915. Центр Помпиду, Париж. Справа: Чёрный круг. 1923. Русский музей, г. Санкт-Петербург.

Дальше Малевич из своей азбуки складывает новые «слова». Он комбинирует цветоформы в простых, сложных и очень сложных сочетаниях.

когда был нарисован черный квадрат малевича
Картины К. Малевича. Слева: Чёрный квадрат и красный квадрат. 1915. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Посередине: Супрематическая композиция. 1916. Частная коллекция. Справа: Супрематизм. 1916. Русский музей, г. Санкт-Петербург.

В стиле супрематизма Малевич писал несколько лет. А затем произошло невероятное. Он так долго отрицал фигуративность, что … к ней вернулся.

Можно было бы расценить это как непоследовательность. Мол, «поиграл» в красивую теорию и хватит.

На самом деле созданный им язык жаждал применения. Применения в мире форм и натуры. И Малевич послушно вернулся в этот мир. Но изображал его уже с помощью нового языка супрематизма.

когда был нарисован черный квадрат малевича
Картины Казимира Малевича. Слева: Спортсмены. 1932. Русский музей. Посередине: Красный дом. 1932. Там же. Справа: Девушка с гребнем в волосах. 1934. Третьяковская галерея.

Так что «Чёрный квадрат» — это не конец искусства, как иногда его обозначают. Это начало новой живописи.

Потом настал новый этап. Язык хотел служить людям. И он перешёл в нашу жизнь.

3. Огромное влияние на жизненное пространство

Создав супрематизм, Малевич делал все, чтобы тот не пылился в музеях, а шёл в массы.

Он рисовал эскизы платьев. Но при жизни смог их “надеть” лишь на героев своих картин.

когда был нарисован черный квадрат малевича
Казимир Малевич. Портрет жены художника. 1934 г. Русский музей. Wikiart.org

Еще он расписывал фарфор. Создавал рисунки для тканей.

когда был нарисован черный квадрат малевича
Слева: сервиз Ленинградского фарфорового завода, созданный по эскизам Малевича (1922 г). Справа: образец ткани с рисунком Малевича (1919 г.).

На языке “Чёрного квадрата” заговорили сторонники Малевича. Самый известный из них — Эль Лисицкий, который изобрёл печатные шрифты, а также новый дизайн книг.

Вдохновлялся он теорией супрематизма и “Чёрным квадратом” Малевича.

когда был нарисован черный квадрат малевича
Эль Лисицкий. Обложка книги Владимира Маяковского “Хорошо!”. 1927 г.

Подобное оформление книг нам кажется естественным. Но лишь потому, что стиль Малевича прочно вошел в нашу жизнь.

Наши современники, дизайнеры, архитекторы и модельеры не скрывают, что всю жизнь черпали вдохновение в работах Малевича. Среди них — один из самых известных архитекторов, Заха Хадид (1950—2016 гг.).

когда был нарисован черный квадрат малевича

Слева: Dominion Tower. Архитектор: Заха Хадид. Строительство 2005—2015 гг. Москва (м. Дубровка). В центре: Стол “Малевич”. Альберто Льеворе. 2016 г. Испания. Справа: Габриело Коланджело. Коллекция весна-лето 2013 г.

когда был нарисован черный квадрат малевича

4. Почему “Черный квадрат” вызывает недоумение и почему он все-таки шедевр

Почти каждый зритель пытается понять Малевича с помощью привычного языка натурного изображения. Того самого, который придумал Джотто и который развили художники Эпохи Возрождения.

Многие пытаются оценить “Чёрный квадрат” по неподходящим критериям. Нравится — не нравится. Красиво — не красиво. Реалистично — не реалистично.

Появляется неловкость. Обескураженность. Потому что “Чёрный квадрат” остаётся глух к таким оценкам. Что же остаётся? Только осудить или высмеять.

Мазня. Ерунда. “Ребёнок лучше нарисует” или “Я так тоже могу” и прочее.

А теперь оцените “Чёрный квадрат” как букву алфавита. Как атом молекулы. Как электрон магнитного поля.

Вот тогда станет понятно, почему это шедевр. Невозможно “Чёрный квадрат” оценить сам по себе. А только вместе с тем пространством, которому он служит.

когда был нарисован черный квадрат малевича
Андрей Аллахвердов. Казимир Малевич. 2016. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

PS.

Малевич был известен при жизни. Но материальной выгоды он от этого не получил. Отправляясь в 1929 году на выставку в Париж, он просил власти отпустить его туда … пешком. Потому что денег на дорогу у него не было.

Власти поняли, что пришедший на своих двоих в Европу товарищ Малевич подорвёт их авторитет. Поэтому 40 рублей на поездку выделили.

Правда, через 2 недели он был срочно вызван телеграммой обратно. И по приезде сразу арестован. По доносу. Как немецкий шпион.

Больше никаких выставок. Никакого супрематизма. В СССР возможен только соцреализм.

Художник умер от рака в 1935 году.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия

Главная иллюстрация: Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

Facebook

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Похожее

Чёрный супрематический квадрат — картина Казимира Малевича, созданная в 1915 году[1]. Её можно считать opus magnum художника, что в переводе с латинского означает великая работа. Это его наиболее значительное произведение в концептуальном смысле, одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в мировом искусстве.

«Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции; является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Чёрный круг» и «Чёрный крест».

Русский авангард: выход в супрематизм[править | править код]

Предшествовавший созданию картины период с 1910 по 1913 год был решающим в развитии русского авангарда. В это время движение кубофутуризма достигло своего апогея и начали появляться новые художественные направления. Кубизм и его метод «геометризации» уже казались художникам односторонними. Одни художники стремились к более тонкой и сложной согласованности искусства с природой. Другим в кубизме мешала его неизменная привязанность к «предметности» изображения. Таким образом, в русском искусстве образовались два пути начавшегося движения к «чистой беспредметности». Во главе одного движения, названного конструктивизмом, стал В. Е. Татлин, а во главе другого — супрематизма — К. C. Малевич.

Период 1910—1913 гг. в творчестве Малевича был похож на испытательный полигон: он работал одновременно в кубизме, футуризме и в «заумном реализме» (или «алогизме»). Алогизм был реализован Малевичем в его новой художественной системе. Алогизм не отрицал логику, но означал, что работы основаны на логике высшего порядка. У алогизма «..тоже есть закон, и конструкция, и смысл, и .. познав его, у нас будут работы основаны на законе истинно новом, заумном». — писал К. С. Малевич[2].

Таким образом, в творчестве Малевича обрисовалась тенденция к беспредметности, к плоскостной организации картины, которая привела его к супрематизму.[3] Первоначальным вариантом названия было слово «супранатурализм», возникшее, вероятно, по аналогии с «супраморализмом» философа Н. Ф. Фёдорова[4]. По мнению историка искусства Е. Ф. Ковтуна, супрематический метод Малевича состоял в том, что он взглянул на землю как бы извне. Поэтому в супрематических картинах, как в космическом пространстве, исчезает представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом», и возникает самостоятельный мир, соотнесённый как равный с универсальной мировой гармонией. В этом Малевич соприкасается с позицией Фёдорова, видевшего сущность художественного творчества в борьбе с земным тяготением[4]. Такое же метафизическое «очищение» происходит и с цветом, он теряет предметную ассоциативность, окрашивает локальные плоскости и получает самодовлеющее выражение.

когда был нарисован черный квадрат малевича

Последним шагом на пути к супрематизму была постановка оперы М. В. Матюшина «Победа над Солнцем», поставленной 3 (16) и 5 (18) декабря 1913 года. К. С. Малевич работал над эскизами декораций и костюмов к этой постановке. В этих эскизах впервые возникло изображение «чёрного квадрата», означавшее тогда пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат появлялся вместо солнечного круга[5][6].

Опираясь на рисунки, сделанные во время работы над «Победой над солнцем» в 1913 году, художник датировал появление квадрата 1913 годом: именно эта дата поставлена художником на обороте холста, изображающего квадрат. Художник не придал никакого значения фактической дате создания картины. Он переставил акцент на дату рождения самого замысла супрематизма. Автор неизменно комментировал свою работу: «Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913»[7].

Сама картина была написана в 1915 году, в числе целого цикла других супрематических[8] картин, среди которых она даже не была самой первой по времени создания. По мнению исследователя А. С. Шатских, картина была закончена Малевичем 8 (21) июня 1915 года[1]:53.

когда был нарисован черный квадрат малевича когда был нарисован черный квадрат малевича

Супрематические работы были написаны Малевичем для итоговой футуристической выставки «0,10», открывшейся в Петрограде 19 декабря 1915 года (1 января 1916) в «Художественном бюро Н. Е. Добычиной». Художникам, участвовавшим в этой выставке, была предоставлена возможность выставить много работ. Друг Малевича, художник Иван Пуни писал ему: «Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только»[9]. Тридцать девять супрематических картин занимали отдельный зал выставки.

Среди них, на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат». Этой экспозицией художник демонстрировал главный модуль новой пластической системы, стилеобразующий потенциал супрематизма.

Три основные супрематические формы — квадрат, круг и крест, были эталонными, стимулируя дальнейшее усложнение супрематической системы, рождая новые супрематические формы. «Чёрный круг» и «Чёрный крест»[10] были созданы одновременно с «Чёрным квадратом», экспонировались на той же выставке, представляя, вместе с квадратом, три основных элемента супрематической системы.

Попытки убеждённых поклонников одного лишь фигуративного искусства, считающих, что художник вводит их в заблуждение, исследовать полотно на предмет нахождения иного изначального варианта под верхним слоем живописи совершались неоднократно[11]. Осенью 2015 были опубликованы результаты исследований (методом рентгеноскопии), которые подтвердили наличие под изображением «Чёрного квадрата» двух других цветных изображений. Первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Чёрным квадратом» это протосупрематическая композиция. Также учёные расшифровали надпись на картине, которая считается авторской (по почерку). Фраза звучит как «Битва негров в тёмной пещере» и отсылает к известному монохромному полотну Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью», созданном в 1882 году, произведению, которое художник никогда не видел (но вполне мог слышать и оценить её юмор, что и подтверждается фактом наличия поспешно сделанной им карандашной надписи просто для памяти на краю указанной протосупрематической композиции). «Надпись выполнена чёрным карандашом по высохшему слою белил, состоит из трех слов и прочитана нами как „битва негров“, предположительно, „ночью“», — рассказала сотрудник отдела научной экспертизы Екатерина Воронина на презентации книги Ирины Вакар «Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат».[12]

Историки искусства считают эти сведения «находками в ходе исследований, благодаря которым мы по-новому видим процесс создания этой картины»[13].

В названии выставки, по замыслу К. С. Малевича, фигурировало число 10 — предполагаемое количество участников, а также «нуль форм», в знак того, что экспонируя «Чёрный квадрат», художник «собирается свести всё к нулю, и после переходит за ноль».

Малевич встал на позицию полного разрыва с предметностью, подкреплённую декларированием чёрного квадрата как «первого шага чистого творчества в целом»[14]. Художнику было важно разделить «вчерашний день искусства» и принципиальную новизну своего открытия. Он, что было для него характерно, выдвинул лозунг, провозглашающий квадрат «нулём форм»: «Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству».

Понятие «нуль форм» (nihil, или «ничто») уже входило к этому времени в число эталонных для эстетики русского футуризма, и служило «синонимом абсолюта, трансфинитного начала и знаком отрицания, ибо футуристическая теория декларировала сведение к нулю предшествующей культуры»[15]. В оригинальной супрематической доктрине Малевича значение нуля простиралось от «ничто» до «всего». «Нулевое» значение чёрного квадрата заключалось также в том, что он стал базовой формой, супрематической «клеткой», как его называл сам Малевич[15].

Чёрный квадрат на белом фоне в супрематической теории означал собой «нуль»: во-первых, потому что он означал начало беспредметности, во-вторых — конец традиционного предметного мышления художника. Квадрат стал знаковой формой супрематизма и точкой нулевого отсчёта, как традиционно математическое понятие. Нулевой абсолютной пластической формой его делал пластический лаконизм. Одновременно, он являлся и «нулевым» выражением цвета — чёрный «не-цвет» на белом, понимаемом художником как «пустыня небытия».

Три квадрата: чёрный, белый и красный[править | править код]

когда был нарисован черный квадрат малевича

«Красный квадрат

. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». 1915. ГРМ

когда был нарисован черный квадрат малевича

Первоначальным названием «Чёрного квадрата», под которым он значился в каталоге, было «Четырёхугольник». Не имея строго прямых углов, с точки зрения чистой геометрии он действительно являлся четырёхугольником, это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму[7].

Существуют ещё два базовых супрематических квадрата — красный и белый. Красный и белый квадраты входили в определённую Малевичем художественно-философскую триаду.

Картина «Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях» также экспонировалась на выставке «0.10». Там же висела и картина 1915 г. «Черный квадрат и красный квадрат (Живописный реализм. Мальчик с ранцем. — Красочные массы в четвёртом измерении)».

Картина «Белый квадрат» («Белое на белом») стала манифестацией «белого» периода супрематизма, начавшегося в 1918 г.

Художник утверждал: «Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие.»[16][17].

Искусствовед Андреева Е. Ю. отмечает, что:

«Геометрия Малевича… удивляет мощью личной, по сути ни с чем не сравнимой образно-пластической экспрессии…Новаторство Малевича — не только идейного, но и собственного художественного, пластического плана. Он создаёт свою семантическую последовательность из квадратов: чёрного на белом (означающего соединённые начало и конец творчества форм, и неизбежную конечность творчества в каждой конкретной форме), красного (крестьянского, и позже — революционного), белого на белом (представляющего „несмысл“, тот миг, когда человечеству удаётся не „соскальзывать за борт абсолюта“). Вера в новую живописную фактуру, которая как живая материя пойдёт на постройку высшей формы жизни — это вторая вера авангарда, после веры в динамизм, скорость, отрыв от Земли и предметности, которые в совокупности ведут в новый духовный космос.»[17]:15.

«Среди критиков Малевича преобладали те, кто не был готов принять всерьёз его живописные и письменные пророчества. Многие просто радовались бесконечному хэппенингу русского авангарда… До сих пор даже люди, связанные с искусством и литературой, знающие историю 20 века, позволяют себе думать, что автором „Чёрного квадрата“ мог стать любой: хоть дитя несмышлёное, хоть просто марающий бумагу бездельник…»[18]. Однако первый профессиональный отзыв на появление «Чёрного квадрата» свидетельствовал о том, что мысль Малевича была сразу расшифрована. Художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа написал в газете «Речь» от 9 января 1916 г. : «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер.»[18].

Впоследствии Малевич, с различной целью, выполнил несколько авторских повторений «Чёрного квадрата». Сейчас известны уже четыре варианта «Чёрного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом.Известны также многочисленные рисунки Малевича с чёрным квадратом (многие из них имеют комментарии, подчёркивающие роль квадрата как узлового элемента супрематизма). Квадрат включается и в супрематические многофигурные композиции Малевича.

Первая картина «Чёрный квадрат», 1915 г., подлинник, с которого впоследствии делались авторские повторения, по традиции считается той самой работой, что висела на выставке «0.10», хранится в Третьяковской галерее. Картина представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне.

Второй «Чёрный квадрат», 1923 г., стал частью триптиха (вместе с ним созданы дубли «Круга» и «Креста»), исполненного около 1923 г., чтобы быть выставленным на биеннале в Венеции. Размеры второго варианта — 106 на 106 см. Все части триптиха 1923 г. отличались от оригинала 1915 года и размером, и пропорциями; это были совершенно новые «Квадрат», «Круг» и «Крест»[18]. Считается, что картина написана ближайшими учениками Малевича — Анной Лепорской, Константином Рождественским и Николаем Суетиным, под руководством самого Казимира Малевича. В марте 1936 г. вместе с другими 80-ю картинами Малевича эти три работы были переданы его женой, Н. А. Малевич, в Русский музей[19].

Третий вариант картины, 1929 г., является точным авторским повторением основной работы — первого «Черного квадрата» (также размером 79,5 на 79,5 см). Он написан К. С. Малевичем в 1929 г. для своей персональной выставки, готовившейся в Третьяковской галерее. «По легенде, это было сделано по просьбе тогдашнего заместителя директора ГТГ Алексея Федорова-Давыдова из-за плохого состояния „Чёрного квадрата“ 1915 года (на картине появился кракелюр)… Художник написал её непосредственно в залах музея; и при работе позволил себе незначительные изменения в пропорциях, чтобы картины не выглядели абсолютными близнецами.»[18].

Четвёртый вариант мог быть написан в 1932 году, его размер 53,5 на 53,5 см. Он стал известен значительно позднее, в 1993 году, когда человек, чьё имя остаётся не названным, и известным только Инкомбанку, принёс картину в самарское отделение Инкомбанка в качестве залога за кредит. Впоследствии владелец не востребовал картину, и она стала собственностью банка. После разорения Инкомбанка в 1998 году картина Малевича стала главным активом в расчётах с кредиторами. Президент аукционного дома «Гелос», Олег Стецюра, утверждал, что перед аукционом у него было несколько заявок на покупку «Чёрного квадрата», и если бы «картина вышла на международный рынок, то цена достигла бы и 80 млн долларов»[20].По договорённости с правительством России, «Чёрный квадрат» был снят с открытых торгов и был приобретён российским миллиардером Владимиром Потаниным в 2002 году за 1 миллион долларов США (около 28 миллионов рублей), а затем был передан им на хранение в Государственный Эрмитаж[21]. Таким образом, «Чёрный квадрат» стал своего рода единицей измерения финансового успеха.[22]

Все авторские повторения картины хранятся в России, в государственных собраниях: две работы в Третьяковской галерее, одна в Русском музее и одна в Эрмитаже.

Чёрный квадрат и супрематическая обрядность[править | править код]

когда был нарисован черный квадрат малевича

«Триптих» в Русском музее

«Супрематизм настолько строг, абсолютен, классичен, торжественен, что только он один может выразить сущность мистических ощущений» — написал один из учеников художника[17].

Похороны Малевича в 1935 году сами по себе стали фактом искусства. На них была осуществлена идея «супрематической обрядности» . Малевич считал, что обрядность отражает суть веры и поэтому является неотъемлемой частью человеческой жизни; но традиционная обрядность казалась ему «принадлежащей к миру предметного мышления»[23][17].

Малевич писал, что с помощью обрядности искусство совершает усилие «встать рядом со смертью»; что может сделать только супрематизм, который « настолько абсолютен.. что он один может выразить сущность мистических ощущений. Он полностью стоит рядом со смертью и её побеждает»[17]:617. Суть супрематической обрядности состоит в том, чтобы утвердить тайну смерти, её величие и непостижимость, её высокий смысл.Основой нового обряда должен был стать установленный на могиле «куб как символ вечности», «белый куб с квадратом. Он не спорит ни с природой, ни с лесом, ни с небом <… > Найдена абсолютная форма, которая не может развиваться, двигаться». Супрематическое чувство космоса связывает воедино совершенную статику куба с неизменной в своей вечной основе природой — землёй и небом. Поэтому Малевич завещал похоронить свой прах в окружении природы, среди открытого пространства.

Был сделан супрематический саркофаг, с изображением чёрного квадрата и круга. От изображения чёрного креста художники, расписывавшие гроб — Николай Суетин и Константин Рождественский — отказались: «Мы его расписали, нанесли квадрат и круг, а крест не стали делать, потому что это звучало бы на похоронах слишком определённо, как религиозный символ.»[17].

Малевич хотел быть похороненным в гробу особого образца, он упоминал о «северном кресте», о «жесте распахнутых рук, с которым надо принимать смерть, распластавшись на земле и открываясь небу так, чтобы фигура приняла форму креста». Но столяр, изготавливавший гроб по особому заказу, отказался его выполнять ввиду технических трудностей[17].

К. С. Малевич считал, что лучшее, что он написал в своей жизни — это «Чёрный квадрат». Траурная процессия похорон Малевича подчёркивала безусловное значение «Чёрного квадрата» в его жизни. На гражданской панихиде в Ленинграде в изголовье гроба на стене висел «Чёрный квадрат» (вариант 1923 г.)[24] Тело Малевича было покрыто белым холстом с нашитым на нём чёрным квадратом. На крышке гроба со стороны головы был нарисован «Чёрный квадрат». Во время похоронной процессии, шедшей по Невскому проспекту от Морской улицы до Московского вокзала, супрематический саркофаг был установлен на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте[25]. На вагоне поезда, перевозившего гроб Малевича в Москву, был нарисован чёрный квадрат, на белом фоне, с подписью — К. С. Малевич. На гражданской панихиде в Донском монастыре в Москве «Чёрный квадрат» был укреплён на трибуне, среди цветов[26].

Супрематический гроб был отправлен поездом в Москву, где К. С. Малевича кремировали. Малевич в акте кремации умерших видел воплощение одного из принципов супрематизма — экономии, но прежде всего — « космическое зрелище», подтверждение идеи беспредметности[17]. Его прах захоронили в поле, рядом с деревней Немчиновка. В поле над могилой художника, согласно «супрематической обрядности», был поставлен супрематический белый деревянный куб с изображением чёрного квадрата[17]:513[27]. В Великую Отечественную войну в 1941—1945 гг. могила исчезла.В настоящее время на месте захоронения художника выстроен жилой комплекс[28].

когда был нарисован черный квадрат малевича
  • В начале XVII века, Роберт Фладд (Robert Fludd), английский философ-мистик и астролог, изобразил чёрный четырёхугольник для иллюстрации первозданной темноты Вселенной перед появлением мира сего в своём трактате «Utriusque cosmi maioris scilicet et minoris Metaphysica, physica atque technica Historia» (1617 год)[29].
  • В книге Лоренса Стерна (Laurence Sterne) The life and opinions of Tristram Shandy, Gentleman, выпущенной в 1760 г., дважды (на стр. 73 и 74) изображен чёрный вертикальный прямоугольник. Таким образом, в литературном произведении были использованы две «чёрные» страницы.
  • Книга-альбом Гюстава Доре (Gustave Doré), посвященная истории России на французском языке «Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси на основании текстов хроникеров и историков Нестора, Сильвестра, Карамзина, Сегура и т. д. в 500 рисунках с комментариями» (1854), начинается с рисунка чёрного четырёхугольника. Выпущенная во Франции книга попала под запрет в России, а по форме многими[кем?] считается протокомиксом, то есть предшественником комикса.
  • В 1882 году Альфонс Алле (Alphonse Allais) написал картину «Битва негров в пещере глубокой ночью», представлявшее собой чёрное полотно, близкое по форме к квадрату. В 1883 он написал полностью белую картину «Первое причастие хлоротически-бледных девушек в снежную пору», а в 1884 — красную «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами». Возможно, полотно Малевича является диалогом с Алле, так как несколько исследователей заявили 4 октября 2015 года об обнаружении на полотне с чёрным квадратом частично сохранившейся надписи «Битва н…ов …», и интерпретировали её как «Битва негров в темной пещере», либо как «Битва негров ночью»[30][31][32]. По расположению замазанной записи обнаружили, что в Третьяковской галерее первый ЧК Малевича был повешен вверх ногами[33].

На протяжении XX века был создан целый корпус произведений, так или иначе отсылающих к «Чёрному квадрату». Чёрный квадрат появляется в картинах и рисунках написанных художниками, составлявшими круг Малевича, работающими в его системе: Иван Клюн, Ольга Розанова, Надежда Удальцова, Любовь Попова, Эль Лисицкий, Лев Юдин, Татьяна Глебова, Константин Рождественский, Николай Суетин, Владимир Стерлигов и Александр Родченко; а также в работах Василия Кандинского.

Во второй половине XX века квадрат цитируется в работах Ивана Чуйкова, Эдуарда Штейнберга, Леонида Сокова, Виктора Пивоварова, Юрия Злотникова, Олега Васильева, Владимира Видермана, Виталия Комара и Александра Меламида, Владимира Немухина, Вадима Захарова, Тимура Новикова и многих других русских и зарубежных[34] художников[26]:29-39.

«В истории мирового искусства нет, наверное картины с более громкой славой, чем „Чёрный квадрат“ Казимира Малевича, нет произведения, вызвавшего появление стольких других произведений,.. нет артефакта, обладающего подобной непреходящей актуальностью.»[26]:29.«Чёрный квадрат» стал настоящей вехой в истории русского искусства двадцатого века"[7]:24.

Влияние Малевича после его смерти оказалось более заметным на Западе, а не в Советском Союзе, где под руководством коммунистической партии поругали абстракционизм и формализм. По мере укрепления власти Сталина авангард терял всякую поддержку властей, предпочтение в изобразительном искусстве отдавали направлению, названному в 1932 г. «социалистический реализм». После смерти И. Сталина, в условиях «оттепели» появились некоторые признаки более свободного самовыражения в художественной среде. «Дурное» влияние на нее оказывали западные художники, с чем боролись привлекая сатиру. Попадало даже представителям искусства из стран социалистического лагеря. Когда на выставке в Москве увидели картину польского художника Адама Марчиньского «Весна», то в журнале «Крокодил» явно по заказу свыше появилась карикатура. Из чего следует, что вышеупомянутую картину действительно показали в телевизионном репортаже, а карикатура явилась своеобразным сигналом чего показывать нельзя.

Посещение Н. С. Хрущевым выставки авангардистов 1 декабря 1962 года в Манеже, приуроченной к 30-летию Московского отделения Союза художников СССР, со всеми последствиями показало, что «весна» для абстрактного искусства в СССР не наступила. В результате событий на манежной выставке газета «Правда» на следующий день опубликовала разгромный доклад, который послужил началом новой продолжительной кампании против формализма и абстракционизма. Незадолго после этого начал ходить анекдот: «1963 год. По московской улице идет художник — абстракционист, а за ним два реалиста в штатском». В Кремле однако на дело смотрели серьезно: «Искусство относится к сфере идеологии. И те, кто думает, что в советском искусстве могут мирно уживаться и социалистический реализм, и формалистические, абстракционистские течения, те неизбежно сползают на чуждые нам позиции мирного сосуществования в области идеологии» — писал Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР Н. С. Хрущев в газете «Советская культура», 16 апреля 1964 года. В писательской среде свободы во время «хрущевской оттепели» было больше, но в изобразительном искусстве всякие уклонения от «социалистического реализма» пресекались. После снятия Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. политика партии в этой области не изменилась и продолжалась во второй половине 60-х и в 70-е годы, о чём свидетельствуют ряд источников. Например, 20 мая 1975 г. была составлена Записка № 97 секретаря МГК КПСС В. В. Гришина в ЦК КПСС о попытках организации в Москве выставок произведений художников-авангардистов и о мерах по противодействию этой активности.

В таких жестких условиях с тридцатых годов до конца семидесятых в СССР не было выставлено на показ ни одной работы К. Малевича. Не случайно выставки «Париж — Москва» в парижском Центре Помпиду 1979 г. и «Москва — Париж» в ГМИИ им. А.С. Пушкина 1981 г. с показом некоторых работ К. Малевича из музейных запасников произвели фурор. Выставку в Москве посетил сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев, а многие советские люди впервые увидели Шагала, Кандинского, Малевича и др. авангардистов в оригинале, могли сравнить их с французскими художниками. Произведения западных абстракционистов советские художники и любители изобразительного искусства раньше могли просмотреть лишь в иностранных журналах и альбомах, которые с трудом попадали в их руки. Очевидно многим стало ясно, что К. Малевич вдохновил авангард на Западе, и не только не отставал, но в значительной мере и предвосхитил его. Малевича как художника частично реабилитировали в родной стране, с него постепенно снимали идеологический запрет. Правда, после смерти Л. Брежнева кратковременное пребывание на посту генсека Ю. Андропова, а потом К. Черненко ознаменовалось закручиванием гаек, в том числе и в сфере искусства. Лишь в годы горбачевской «перестройки» состоялась первая большая ретроспектива Малевича, выставка под названием «Казимир Малевич. 1878—1935» — cперва в Ленинграде (Русский музей, 10.11.—18.12.1988) и в Москве (Третьяковская галерея, 29.12.1988—10.02.1989), а потом в Амстердаме (Стеделик музеум, 5.03.—29.05.1989). Широкомасштабный показ «Чёрного квадрата» и других работ Малевича стал знаком политики гласности горбачевской Перестройки, которая собственно и начиналась в сфере общественной и культурной жизни.

Хотя Малевича знали на Западе, многие оригиналы его картин попали на зарубежные выставки лишь после развала СССР. Первый «Чёрный квадрат» (1915 года) из Третьяковской галереи на западную выставку поехал лишь в 2003 г. Тогда в Берлине, Нью-Йорке и Хьюстоне состоялась выставка Kazimir Malevich: Suprematism. В 2006 г. в Барселоне проходила ретроспективная выставка Казимира Малевича с более 100 произведений, в том числе «Черным квадратом», «Черным крестом» и «Черным кругом». В 2007 г. в Гамбурге прошла выставка, целиком посвященная влиянию «Чёрного квадрата» Малевича. См.: Das schwarze Quadrat. Hommage an Malewitsch. Кроме работ самого Малевича и его современников там были широко представлены произведения западноевропейских и американских художников, на которых оказал влияние ЧК Малевича после 1945 г. В 2008 г. состоялась выставка в Люксембурге «Malewitsch und sein Einfluss» («Малевич и его влияние»). В октябре 2013 г. в Амстердаме была открыта выставка Kazimir Malevich and the Russian Avant-Garde с использованием изображения «Чёрного квадрата» в инсталляции выставки 1915 г.. Эта выставка в 2014 г. была также показана в Бонне и Лондоне. В ней можно было видеть и оригиналы «Чёрного квадрата» 1923 г. и 1929 г. Выставки сопровождались изданием каталога, были запечатлены и другими способами, например немцы прошлись с камерой по залам. Столетию ЧК Малевича была посвящена и выставка Adventures of the Black Square: Abstract Art and Society 1915—2015, которая прошла в Лондоне, в галерее Уайтчепел (Whitechapel Gallery) 15.I.2015—6.IV.2015.

В 2014 г. (1.III—22.VI) в швейцарском городе Базеле прошла выставка Kasimir Malewitsch — Die Welt als Ungegenständlichkeit. A 4.X.2015—10.I.2016 в Риене (примыкающему к Базелю и входящему в полукантон Базель-Штадт) проходила выставка, повторяющая питерскую выставку «0,10» 1915 года: Auf der Suche nach 0,10 — Die letzte futuristische Ausstellung der Malerei. Правда, из 154 объектов, выставленных в 1915 г., швейцарам удалось собрать лишь часть, но это не копии, а настоящие оригиналы! Всего в Риене выставлено 58 объектов. ЧК Малевича, однако, только в версии 1929 г. Оригинал 1915 г. из за хрупкого состояния в Москве решили на временную экспозицию не отправлять. Более подробно см.: Zurück zur Geburtsstunde der abstrakten Malerei, В Базель, к Малевичу |A Bâle, chez Malevitch и другие сообщения в прессе. Часть изображений экспонатов швейцарцы выставили в интернете, в том числе архивную фотографию К. Малевича вместе с Ольгой Розановой и Ксенией Богуславской на выставке «Последняя футуристическая выставка картин „0,10“», сделанную в 1915 г.. Оригинал фотографии находится в Российском государственном архиве литературы и искусства, а снимок показывает как выглядел Малевич именно тогда, когда общественность впервые познакомилась с его Чёрным Квадратом. Газета «Neue Zürcher Zeitung» в свою очередь опубликовала в сети 13 картин Риенской выставки. Параллельно в залах рядом там же проходила выставка под названием Black Sun, посвященная влиянию Малевича и столетию его «Чёрного квадрата». На выставке были представлены работы 36 художников 20 и начала 21 века, главным образом — западных. А 20.III.2015-09.VIII.2015 в Таллинне (Эстония) в связи со столетием ЧК Казимира Малевича проходила выставка Метаморфозы Чёрного квадрата. Трактовки произведения Малевича в искусстве Эстонии.

Около 70 работ К. Малевича, в том числе «Чёрный квадрат» 1923 г., были представлены в выставке Malevič, проходившей 2.10.2015—24.01.2016 в итальянском городе Бергамо. Некоторые его работы также висели в выставке Wie leben? — Zukunftsbilder von Malewitsch bis Fujimoto, которая проходила в Людвигсгафене (Германия) 5.XII.2015—28.III.2016. А 26.II.2016 в Вене (Австрия) открылась выставка Chagall bis Malewitsch. Die russischen Avantgarden. Выставка с похожим названием 12.VII.2015—06.IX.2015 уже проходила в Монако: De Chagall à Malévich, la révolution des avant-gardes. В свою очередь 9—11.VI.2016 проходили Дни Малевича в Киеве с заявлением, что Казимир Малевич — самый известный украинец в мире. Поступило предложение, о котором сообщили через масс-медиа: Главный аэропорт Киева хотят назвать в честь автора «Черного квадрата».

В России тоже устраивались выставки, посвященные влиянию ЧК Малевича и его творчеству. Хотя известно, что столетие «Чёрного квадрата» в 2015 г. «российские музеи по большому счету проигнорировали»[35]. Зато 15 мая 2017 г. в Государственной Третьяковской галерее устроили перформанс, в котором приняли участие несколько молодых девушек, которые в окровавленных трусах появились в зале музея, где выставлена картина К. Малевича «Чёрный квадрат»[36]. А 24.11.2017—25.02.2018 в Москве проходила трехмесячная выставка Казимир Малевич. Не только Чёрный Квадрат. В плакатном изображении выставки в павильоне ВДНХ «Рабочий и колхозница» художник представлен как человек-головоломка. Подлинник живописного «Чёрного квадрата» 1915 г. и авторские повторения там отсутствовали, но в этом убедиться можно было только заплатив 300 рублей за вход (полный билет). Зрителям, правда, показали чёрный квадрат, но маленький — нарисованный карандашом. Экспонаты на ВДНХ свезли главным образом из региональных музеев, также из российских и зарубежных частных собраний, а Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей в работах отказали[37], хотя в 2014 и в 2015 году оригиналы ЧК из Третьяковки и Русского музея за хорошие деньги в Англию и в Швейцарию поехали. В честь открытия выставки выпустили коллекцию значков[38]. ЧК там тоже нет, но такой значок главным брендом городских сувениров Heart of Moscow был выпущен раньше, в 2015 г. Выставка проходила на трех этажах, а специальный выставочный раздел был посвящен генеалогии Малевичей, начиная от шляхтичей XVI века.

«Чёрный квадрат» К. Малевича 1929 г. был включен в экспозицию проходившей в художественной галерее германского города Бремена (Kunsthalle Bremen) выставки, посвященной иконам Ikonen. Was wir Menschen anbeten (19.10.2019 — 01.03.2020). Как и для других экспонатов выставки «Чёрному квадрату» Малевича отвели отдельное помещение для просмотра картины. Такая концепция позволила посетителю выставки более сконцетрированно встретиться с каждым из 60 представленных произведений искусства.

  • В 1990-х годах американский коллекционер и галерист Борис Грибанов, в 1970-е годы осуждённый в СССР на 10 лет за торговлю фальшивыми картинами, сделал попытку продать минскому музею «авторское повторение» «Чёрного квадрата». Музей обратился за консультацией к искусствоведу Мильде Виктуриной, экспертные заключения которой в своё время стали основой доказательной базы для осуждения Грибанова, и отказал Грибанову в покупке[39].
  1. 1 2 Шатских А. С. Сколько было «Чёрных квадратов»? // Проблема копирования в европейском искусстве. Материалы научной конференции 8—10 декабря 1997 года / Российская академия художеств. — М., 1998.
  2. Горячева Т. Картина Малевича Автомобиль и дама. Красочные массы в четвёртом измерении. «Рождение знака.» // Русский авангард. Личность и школа. — СПб., 2003. — С. 22.
  3. Казимир Малевич. Письма к М. В. Матюшину. Подготовка текста и вступительная статья Е. Ф. Ковтуна. // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1974 г. Л.: 1976. — С. 177—196.
  4. 1 2 Ковтун Е. Ф. Победа над солнцем — начало супрематизма Архивировано 29 мая 2009 года. // «Наше наследие». — № 2. — 1989
  5. Победа над Солнцем // Энциклопедия русской культуры.
  6. 98 лет назад Малевич написал картину «Чёрный квадрат» // Челны ЛТД, 21.06.2013
  7. 1 2 3 Горячева Т. Почти всё о «Чёрном квадрате». / Приключения «Чёрного квадрата». — СПб.: Государственный Русский музей, 2007.
  8. Слово «супрематизм» впервые появилось на обложке брошюры К. Малевича «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» 1916 г.
  9. Выписка из письма Пуни Малевичу
  10. О судьбе картины «чёрный крест» см. Мейлах Михаил Кража века, или Идеальное преступление: Харджиев против Янгфельдта // OpenSpace.ru, 12.04.2012
  11. Чернышенко А. В. «Параллели. Черное на белом.». — М.: Жарт, 1979. — С. 159.
  12. Под «Чёрным квадратом» ученые обнаружили цветное изображение (рус.). Культура. Дата обращения: 13 ноября 2015.
  13. Ученые выяснили, что Малевич добавил в «Черный квадрат» мел | The Art Newspaper Russia — новости искусства
  14. Т. Горячева Т. Почти всё о «Чёрном квадрате». / Приключения «Чёрного квадрата». — СПб.: Государственный Русский музей, 2007. С. 9.
  15. 1 2 Там же, С. 9.
  16. Малевич К. С. Соб. соч.в 5 т. М. 1995. Т. 1. С.187- 188. См. также комментарий Д. С. Лихачёва: «… (Малевич)хотел создать некую живописную азбуку, начав её с чёрного квадрата, потом постепенно её усложняя цветом (красный, жёлтый и т. д.) затем расширяя эксперимент нарушением квадратной формы: вытягивая один из углов»
  17. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Малевич о себе. Современники о Малевиче: В 2 т. / Сост., вступ. ст. И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. — М.: RA, 2004. — ISBN 5-269-01028-3.
  18. 1 2 3 4 Андреева Е. Ю.. Казимир Малевич. Чёрный квадрат. — СПб.: «Арка», 2010.
  19. Подробности передачи работ К. С. Малевича в ГРМ, см. Петрова Евгения. Ещё раз о наследии К. С. Малевича. // Русский авангард: личность и школа. — СПБ.: Государственный Русский музей, 2003. — С.112-118.
  20. Газ."Известия", 13 апреля 2005 г., С. 14.
  21. «Родина в квадрате. В России есть вещи, которые не продаются», «Российская газета»: «В январе прошлого года Financial Times опубликовала статью, посвящённую коллекции картин обанкротившегося Инкомбанка.»
  22. Андреева Е. Ю.. Казимир Малевич. Чёрный квадрат. — СПб.: «Арка», 2010. — С. 26.
  23. Художники русского авангарда выступали за «неканонические похороны», для них новая обрядность должна была отразить суть новой веры, см. описание похорон Ольги Розановой, Любови Поповой, Велемира Хлебникова, Владимира Маяковского, Ильи Чашника
  24. Malevich in his deathbed, surrounded by his works (1935) | The Charnel-House
  25. Kasimir Malewitschs Begräbnisprozession, Leningrad 1935, Sammlung Wladimir Zarenkow
  26. 1 2 3 Горячева Т., Карасик И. Приключения чёрного квадрата. — СПб.: Государственный Русский музей, 2007. — 156 с. — ISBN 978-5-93332-224-5.
  27. См также: И. А. Вакар. Похороны. / Там же, С. 615—616. Памятник не был оригинальным проектом, он повторял первый памятник такого же вида, который был поставлен над могилой ученика Малевича, художника Ильи Чашника, умершего в 1929 году
  28. На могиле Казимира Малевича построили элитное жилье (неопр.). Дата обращения: 18 декабря 2014.
  29. Horst Bredekamp Beuys als Mitstreiter der Form. In: Ulrich Müller: Joseph Beuys. Parallelprozesse. Archäologe einer künstlerischen Praxis. Hirmer, München 2012, ISBN 978-3-7774-6011-6, S. 28
  30. ВЕДОМОСТИ — Под «Черным квадратом» Малевича найдены надпись и изображения
  31. ВЗГЛЯД / Под «Черным квадратом» нашли надпись «Битва негров в темной пещере»
  32. Казимир Малевич в пещере глубокой ночью: «Черный квадрат». Все подробности об открытиях Третьяковки — Meduza
  33. Александр Ершов. Черный квадрат оказался повешен вверх ногами.
  34. В 2004 г. шведская музыкальная DSBM группа Shining из города Хальмстад выпустила альбом IV: Eerie cold, на котором изображена девочка, предположительно, что это дочь Малевича, первые три песни: I OCH MED INSIKT SKALL DU FÖRGÅ, VEMODETS ARKITEKTUR и NÅGONTING ÄR JÄVLIGT FEL посвящены депрессии, самому Малевичу и его картине
  35. Игорь Гребельников. Малевич вместо квадрата.
  36. Служба новостей progorod58.ru. Новости России: Экс-мэр устроил в Третьяковке акцию с девушками в грязных трусах.
  37. Ксения Коробейникова. Забудьте про «Черный квадрат»: Малевича показали с другой стороны.
  38. GRAZIA. ВДНХ выпустили коллекцию значков «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат».
  39. Мастыкина Ирина. Фальшак // Совершенно секретно. — 2000. — 1 июля (№ 7 (134)).
  • Martineau E. Une philosophie des Suprema. Suprematisme. Paris, 1987. С. 82- 97.
  • Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. — М.: Три квадрата, 2009. — 464 с. — 700 экз. — ISBN 978-5-94607-120-8.
  • Сарабьянов А. Д.. Чёрный квадрат. Мнения экспертов // Аукционный дом «Гелос». Художественная коллекция Инкомбанка. — М., 2002. — С. 98—100.
  • Левкова-Ламм Инесса. Лицо квадрата. Мистерии Казимира Малевича. — М.: Пинакотека, 2004. — 208 с. — ISBN 588451-069-4.
  • Кацис Л. Ф. «Чёрный квадрат» Казимира Малевича и «Сказ про два квадрата» Эля Лисицкого // Русская эсхатология и русская литература. — М.: ОГИ, 2000. — С. 132—139.
  • Шахматова Е. В. Метафизика «Чёрного квадрата» К.Малевича // «Дельфис» — № 27(3) — 2001.
  • Курбановский А. А. К. С. Малевич и аспекты европейской теоретической мысли начала 20 века. // Русский авангард: личность и школа. СПб. : Государственный Русский музей, 2003. —С. 48-61.
  • Елена Овсянникова, Алексей Туканов. Супрематизм — начала геометрии пластики. // Русский авангард: личность и школа. СПб. : Государственный Русский музей, 2003. — С. 29-42.
  • Горячева Татьяна. Почти всё о «Чёрном квадрате» // Приключения «Чёрного квадрата» / Государственный Русский музей; Научный руководитель Евгения Петрова; Автор-составитель Ирина Карасик; Авторы статей Татьяна Горячева, Ирина Карасик. — СПб.: Palace Editions, 2007. — С. 5—27. — ISBN 978-5-93332-224-5.
  • Карасик Ирина. Приключения «Чёрного квадрата» // Приключения «Чёрного квадрата» / Государственный Русский музей; Научный руководитель Евгения Петрова; Автор-составитель Ирина Карасик; Авторы статей Татьяна Горячева, Ирина Карасик. — СПб.: Palace Editions, 2007. — С. 29—39. — ISBN 978-5-93332-224-5.
  • Стерлигов В. О Малевиче. // Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда: В 2-х ч. LA (USA), 2010. Т. 1, С. 75- 78 ; О безвесии. Там же, Т.1 , С. 135—137.
  • Андреева Е. Ю. Казимир Малевич. Чёрный квадрат. — СПб.: Арка, 2010. — 28 с. — (Серия «Тысяча и один шедевр»). — ISBN 978-5-91208-068-5
  • Shatskikh Aleksandra. Black Square: Malevich and the Origin of Suprematism. New Haven, Yale University Press, 2012. 320 p.

Comments